logo
logo
logo
logo

Бывший учитель начальных классов Надежда Бурда: о времени и о себе

Строгий деловой костюм, белая блузка с ажурным воротником, гладко причёсанные волосы, тёплые искорки в глазах, добрая улыбка… Даже посторонний человек, глядя на эту женщину, легко может догадаться, кто она по профессии. Бывший учитель начальных классов Надежда Бурда недавно отметила свою 90-ю весну.

учитель начальных классов Надежда Бурда

Родилась моя героиня на Витебщине в многодетной семье. В 1937 году пошла в первый класс. Маленькой Наде нравилось учиться, каждый день постигать что-то новое. Уже тогда для себя она решила: когда вырастет – сама будет открывать большой мир малышам. Но все  мечты были прерваны войной.

–  Отца сразу призвали на фронт. Помню, как мы провожали его всей семьей. Он уже собирался садиться в машину, а потом вернулся, вытер с маминой щеки слёзы, взял на руки самого младшего моего брата – полуторагодовалого Серёжу, потрепал по волосам и сказал очень грустно: «Берегите друг друга». А в 1942 году нам пришла похоронка…  В 1944 году на войну ушёл и старший брат Василий. Он погиб под Варшавой, немного не дожив до Победы, – делится нерадостными воспоминаниями из детства Надежда Петровна. – Тяжело было маме поднимать нас одной. Всего натерпелись: и голода, и холода. Но мы старались всегда держаться вместе, как и наказывал отец. К сожалению, нет никого уже в живых из моих братьев и сестёр, даже младшего Серёжи.

Свою детскую мечту Надежда осуществила после войны. В 1951 году она окончила Оршанское педагогическое училище и была направлена на работу в Брестскую область. Из областного центра её распределили на Кобринщину в деревню Замостье.

– О первом месте работы у меня остались только самые светлые воспоминания, – рассказывает Надежда Петровна. –  Небольшое здание школы, 2 классных кабинета, учительская. Всё очень скромно. Транспорт никакой не ходил. Если нужно было в Кобрин, вставала в 4 утра и пешком преодолевала 50 км туда и столько же обратно.  Встретить подводу, чтобы хоть несколько вёрст подъехать, было большим счастьем. Но запоминаются не трудности – они преодолимы. В сердце навсегда оставляют след люди, которые встречаются на пути. Хорошо помню заведующего начальной школой в Замостье Григория Трубчика. Для меня он на всю жизнь остался ярким примером, каким должен быть настоящий учитель и руководитель. С благодарностью вспоминаю и семью Сольянчук, которая меня приютила, взяв на квартиру. Хозяин на свои деньги купил мне раскладушку и выделил личный уголок в большой комнате, где жила его семья. Сельский Совет мне оплачивал жильё, но хозяева, узнав, сколько я получаю, не стали брать всей положенной им суммы. А ученики…  Добрые, отзывчивые, трудолюбивые… В деревне очень скромно жили – восстанавливались после войны. Первую четверть дети практически не ходили в школу – помогали родителям в сельхозработах. С этим мы никак не могли бороться. Приходилось потом навёрстывать упущенное.

Вспоминает Надежда Петровна, как накануне Нового года организовала в школе ёлку (до этого времени такой традиции здесь не существовало):

– Купила 100 г конфет и украсила ими новогоднюю красавицу, а с детьми сделали игрушки из бумаги, подготовили стихи к утреннику.

За два года работы  в Замостье молодая учительница раскрыла не одну грань своего таланта, проявила свои  организаторские способности и профессиональные качества. Её умением рисовать плакаты восхищались все в округе. Руководство колхоза и соседней Леликовской школы не раз обращалось за помощью, чтобы Надежда Петровна изготовила плакат к очередному празднику.

Весть о переводе в другую школу девушка восприняла с огорчением:

– Помню, представитель из района говорит мне о хороших перспективах перевода – ближе к городу, больше возможностей для саморазвития, зарплата выше, а я сижу и плачу: привыкла уже и к детям, и к людям.

Так в 1953 году Надежда Петровна попала в Ходыничскую начальную школу, в которой и работала до пенсии.

Не успев хорошо обжиться, молодой учитель и на новом месте активно включается в работу. Отдельного здания школы в деревне не было, она располагалась в частном деревянном доме. Сложным было наладить учебный процесс: 4 класса и Надежда Петровна – учитель, заведующий, завхоз  в одном лице. Дети занимались в две смены, многие предметы, такие как пение, физическая культура, рисование, трудовое обучение, приходилось совмещать. В  классах вскоре появились красочные тематические уголки, во дворе – спортивная площадка: яма для прыжков в длину, баскетбольный щит, футбольные ворота, географическая площадка.

Энергия педагога, её желание жить лучше, интереснее передавалось всем, кто был рядом с ней: в любом деле она могла рассчитывать на поддержку ребят и родителей. Она старалась учить детей всему, что знала сама, никогда не ограничивалась только школьной программой.

В Ходыничской начальной школе Надежда тоже первая ввела традицию праздновать Новый год с хороводами вокруг нарядной ёлки вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой, дарить детям подарки. А день рождения пионерской организации стал любим праздником для ребят постарше.

– Это было 19 мая 1954 года. Вместе со старшеклассниками из Верхолесской школы мы вырезали на земле звезду, выложили её сухими ветками, а под вечер разожгли костёр. Я рассказала детям об истории возникновения праздника пионерской организации. Мы читали стихи, пели песни. Взрослые, которые тоже тогда к нам присоединились, делились яркими событиями, очевидцы вспоминали военное лихолетье, – делится учитель.

Вспоминает Надежда Петровна историю, когда хозяйка, у которой она снимала жильё, решила с соседками установить станок в доме, чтобы рушники ткать:

– Вроде всё по правилам сделали, а работа у них никак не шла. Я гляну и посоветовала по-другому подножки настроить. Женщины отмахнулись, бросив мне: «Учишь детей и учи, а в наше дело не вмешивайся. Что ты в нём понимаешь?»

Моя героиня и сейчас не может объяснить, откуда она могла понимать что-то в ткачестве, если первый раз в жизни тогда станок видела, но совет её оказался верным. После этого случая в деревне её ещё больше стали уважать. Женщина, действительно, обладала большим багажом знаний, которому её никто не учил, он был заложен в ней от природы. Она умела и ткать, и вышивать, и шить, и рисовать, стихи сочиняла. Венок, который она сделала со своими учениками к празднованию 20-й годовщины Великой Победы, рассматривали односельчане и гости из города как музейный экспонат – не могли поверить, что он сделан руками.

По вечерам детей за партами часто сменяли родители, которые не умели читать и писать.

– Пришла ко мне однажды женщина пожилая, просит, чтобы я научила  её писать фамилию, – вспоминает с улыбкой собеседница. – На изучение всех букв в фамилии Полетило у неё терпения не хватило. Но слово «полёт» она писала уверенно, а дальше ставила длинную «закорючку», поднимающуюся намного выше остальных букв над строкой, и гордо заявляла: «С меня хватит».

В Ходыничах Надежда Петровна нашла и своё семейное счастье. С Александром, который работал в шахтах в Украине, она познакомилась в один из его приездов к родителям в деревню. Вместе они воспитали дочерей Валентину и Надежду. К сожалению, тяжёлая работа подорвала его здоровье – он умер от воспаления лёгких. Сейчас у моей героини 4 внуков и 8 правнуков, которые очень любят свою бабушку и часто её навещают.

С уходом на заслуженный отдых Надежда Петровна не отстранилась от жизни в деревне. 15 лет была старостой, организовывала различные мероприятия уже для взрослой части населения. И не только праздники – поднимала односельчан на благие дела, о которых жители Ходынич помнят и благодарят по сей день. Возглавляла также ветеранскую организацию в местном хозяйстве. В 2009 году её портрет по праву занял место на Доске почёта Кобринского района. Благодарственных писем, грамот от руководства школы, местного хозяйства, райисполкома за профессионализм и высокую самоотдачу на любой должности, которую бы она ни занимала, в багаже Надежды Петровны очень много, но ещё больше писем, открыток, звонков от простых людей, которым она когда-то открыла дверь в новую жизнь, поддержала словом и делом.

С Надеждой Петровной можно говорит очень долго. Можно просто её слушать, можно поспорить или найти общую тему и развивать её бесконечно…

Провожая меня, героиня вдруг останавливается возле цветущей вишни и начинает цитировать слова известной песни:

– Не нужен мне берег турецкий. Чужая земля не нужна… Знаете, я очень  счастливый человек. Я живу в стране, которую очень люблю. Я всю жизнь занималась любимым делом. Меня всегда окружали хорошие люди. К возрасту своему я отношусь с уважением – всё, что было в моих силах, делала, а дальше – дело за молодыми, главное, чтобы они не пропустили своё время, свою весну.

Елена БАКУН, «КВ»

Фото автора.