Сделать всё необходимое для спасения людей

Прапорщик внутренней службы Юрий Остапук – один из старожилов Кобринского районного отдела по чрезвычайным ситуациям. За четверть века на боевом посту он ни разу не пожалел, что тогда, в конце 1995 года, когда впервые переступил порог РОЧС, сделал этот выбор.

Юрий Остапук (слева) и начальник ПАСП-12 Александр Иванов проверяют готовность автомобиля АЦ 10,0-40 к выезду. Фото: Жанна Елизарова

Юрий Остапук (слева) и начальник ПАСП-12 Александр Иванов проверяют готовность автомобиля АЦ 10,0-40 к выезду. Фото: Жанна Елизарова

— Новость о том, что производится набор сотрудников в пожарную часть для военизации сельских населенных пунктов и открываются новые посты, меня заинтересовала, — рассказывает мой собеседник, первым рабочим местом которого стал пожарно-аварийный спасательный пост (ПАСП) в Киселёвцах.

Первое дежурство, выпавшее на 1 января, прошло без происшествий, и зимние месяцы, которые обычно являются самыми наряженными, не отличались масштабными ЧП, хотя, как признаётся Юрий, молодому пожарному не терпелось проверить себя в настоящем деле. Громким и резонансным стал пожар, вспыхнувший в середине весны на деревянной конюшне в д. Киселёвцы, для локализации и тушения которого потребовалась помощь пожарных из Кобрина. Здание в считанные секунды было охвачено огнём, погибли животные. С тех пор пришлось столько раз выезжать на пожары, что Юрий уже сбился со счёта.

– Многое изменилось за это время. В корне усовершенствована материально-техническая база. О таких инструментах, как гидравлический аварийно-спасательный инструмент HOLMATRO, с которым работают сейчас наши подразделения, я в начале профессионального пути даже и не думал, – говорит Юрий.

На смену стареньким «ЗИЛам» пришли автомобили нового поколения. Один из них – автоцистерна тяжелого типа на шасси «МАЗ», оснащенная всем необходимым для выполнения аварийно-спасательных работ – имеется на ПАСП-12 в аг. Городец, где с 2017 года служит Юрий. В кузове этого МАЗа плещется целый бассейн. 10 т – достаточное количество воды для тушения серьёзного возгорания. В любой экстренной ситуации спасатели, приезжая по вызову, сразу должны искать водоем или гидрант. Отсюда знаменитый миф, что пожарные приехали без воды. На самом деле это не так, спасатели просто следуют инструкциям. Даже потушив возгорание, они не могут уехать «домой» без воды: мало ли по пути отправят на новый вызов.

– Почему так важно сразу найти гидрант или пруд, лучше всего расскажут цифры, – говорит Юрий. – Представьте, приезжает стандартная автоцистерна, у которой всего 2350 т воды. Только кажется, что это много. Один ствол подает воду со скоростью 3,5 литра в секунду, но для тушения пожара в жилом доме этого мало. Нужно как минимум три ствола. Соответственно, 10,5 литра в секунду. Чтобы опустошить такую цистерну, понадобится всего около четырех минут. Ёмкости новой автоцистерны, даже если к ней подключатся 4 ствола, хватит на 10 минут непрерывного тушения.

Кроме внушительного запаса воды, машина имеет 600 л пенообразователя, располагает необходимым количеством пожарных рукавов, подающими и всасывающими насосами, аварийно-спасательным инструментом, от возможностей которого также зависит эффективность оказываемой спасателями помощи.

Спасатели ПАСП-12 обслуживают не только населённые пункты Городецкой зоны. В их подчинении находится часть Дрогичинского района. Почва там торфянистая, случаются возгорания торфяника. Такой пожар, по словам Юрия, особенно опасен: горение происходит под землей, и масштабов происходящего не видно. Также в зоне покрытия ПАСП-12 находится часть трассы М-10. Приходится оказывать помощь участникам ДТП. Случаются пожары в жилом секторе по причине неосторожного обращения с огнём или из-за «пьяной» сигареты.

– Мы должны сделать всё необходимое для спасения людей, – говорит Юрий Остапук, и этим принципом уже почти четверть века руководствуется сам.

Жанна ЕЛИЗАРОВА, «КВ»